“Киночетверги в Английском клубе” и “Тихоокеанская Россия на смене веков”.
“Киночетверги в Английском клубе” и “Тихоокеанская Россия на смене веков”.

14 апреля в четверг в программе “Киночетверги в Английском клубе” мы обратим внимание на Россию Тихоокеанскую. И при том, что Россия и Родина имеет множественные значения: “большая” – вся страна, “малая” – то, место где живешь, Отчизна /отечество – где родился  и будешь ценить вовеки веков, защищать, развивать и строить – во всем этом есть общие темы, не зависимо от территории в реальности и на карте, и конечно точки в историческом периоде.

Мы все чаще встречаем выражение “Европа от Лиссабона до Тихого океана”, а часто мы задумываемся о “России до Тихого океана”?

Она есть эта Большая Россия, ее не нужно создавать, разведана с казачьих поморских времен, укреплена договорами с соседями, прошла множество испытаний в веках, крещена огнем и мечом. Засеяны земли, возведены города, проведены дороги. Мало кто помнит, что руководителем строительства знаменитого Трансиба был Цесаревич Николай Александрович, назначенный Императором Александром III.

Многим кажется, что все происходит только сегодня, особенно, если смотреть на мир, будто пришел в него только сейчас, первым и одиноким. К счастью, понастоящему все прирастает и происходит постепенно, а многое создано и сохранено до нас.

В Государственном Центральном Музее современной истории России на партнерской программе «Киночетверги в Английском клубе» история и современность встретятся вновь. А Тихоокеанскую историю России мы будем рассматривать вместе с дальневосточниками, документалистами из города Хабаровска Анной Самойловой и Альбертом Самойловым, режиссерами-основателями и руководителями «Дальневосточной киностудии».

С ними можно  следить за тиграми и тюленями, ничто природное, в том числе ее охрана, не чуждо этой киностудии. Это известно и многократно оценено. Но абсолютно непостижимой по богатству и глубине остается их историко-географическая коллекция. Она просто пронизывает неспокойными Тихоокеанскими волнами и ветрами. А приморские дебри, с многочисленными горами и перевалами, поросшие густыми лесами, наполняются не только географами и исследователями, но и простыми людьми вместе со всеми драматургическими перипетиями этих мест.

В связи с датам 1904-1905 года, многие вспоминают Цусиму, Порт-Артур, гибель «Варяга». Широкую известность получила окраска, приданная событиям тех лет той современной прессой и оценками разнонаправленных представителей света и интеллигенции. Фактология и фактография событий куда шире. Ее отголоски комично доходят и до нынешних дней.

Например несколько лет назад, в наше время, в водах Швеции всем международным медиа-сообществом искали «российскую подводную лодку». Шумели доверчиво почти все, и у нас в стране и за рубежом. Правда, международные военно-морские специалисты посмеивались над «ржавой консервной банкой, бороздящей мелководье Швеции, при неформальном дружеском общении. Шутки-шутками, но спустя несколько месяцев, удалось разглядеть, что было отмечено СМИ, не номер, название подводной лодки: «Сом».

Подводная лодка «Сом» 1903 года постройки, одна из первых российских, изобретенных в Кронштадте. Она плавала вокруг японского крейсера во время атаки Владивостока в Русско-Японскую, есть фото, осталась цела, так как было японцам не совсем ясно, что с ней делать, чего ждать, и как  с ней воевать. И отошел японский крейсер на безопасное расстояние. Это встречается в фильме «Дальневосточной киностудии» о Владивостокских бастионах того времени, его обороне на смене веков. Фильм вышел за долго до описанной международной медиа-чехарды, что хорошо видно по бытовым признакам времени и дате на копирайте, и прокатном удостоверении Госфильмофонда Российской Федерации.

Давно растиражировано мнение, что эти события 1904-1905 были бесславными, пораженческими и бессмысленными. Только Япония, поддержанная двумя крупнейшими военным индустриям мира,  так не считала. Она увидела в России сильного противника, с которым лучше не конфликтовать лишний раз, умеющего отстаивать свои интересы, хоть и многие важные точки были потеряны. Те герои не полегли безыменно, они увековечены и память хранится, бастионы помнят бои, а все нерассказанное можно будет посмотреть, открыв миры, смыслы, судьбы, сохранившие на будущее, четкую память и пример, как надо стоять за свое.

Эта работа поможет нам восстановить и интересный период одного героя невоенного, но связавшего две тихоокеанские державы дружбой, любовью и даже общей оскороносной кинематографической славой. Речь о герое советско-японского или японо-советского фильма «Дерсу-Узола», получившего высшую награду Американской киноакадемии как лучший иностранный фильм сорок лет назад.

Национальность фильма не определить, что философски совпадает и с жизненной линией главных героев гольда Дерсу-Узала и российского офицера Владимира Клавдиевича Арсеньева, исследователя, географа, биолога и этнографа. Это и философия самого японского метра Акиры Куросавы, снявшего фильм, почти точ-в-точь, по книге Арсеньева «В дебрях Уссурийского края».

Созидание и стремление к гармонии, двигали японским режиссером, не меньше чем и уважение к другим народам и желание гармоничного мира людям и природе. Может тут что-то от синтоизма. Но советской бригаде с «Мосфильма» было естественно и поучительно принять в режиссере мастера-сенсея. Так через удивительную жизнь Арсеньева соединилось игровое и документальное.

Но есть разрыв в игровой ленте, подхваченный и наполненный документалистами из Хабаровска. Перерыв между сериями тоже был наполнен жизнью, а за страницами книги, выбранной Акирой Куросавой, как основу сценария «Дерсу-Узола», тоже есть продолжение, пожалуй, не менее захватывающее, как советское, так и вечное.

Почти мистически, сжимая и разжимая время, разматывая минуты тайм-линии и пленки архивов, можно переместиться очень далеко, и вернуться новыми. Недаром символом кино и его отличием считают закон «1+1=3». Конечно, важно, что складывать и с чем, тогда это общение становиться важным и особенным. 

Очень интересный вопрос «Где?» - в Английском клубе на Тверской 21, ведь здесь вековая традиция высшей общественной жизни. Вход свободный. Обычно приходят все кому интересно знать больше, кому интересны люди и страна, как прошлое, настоящее, так и будущее. Ведь и сейчас мы на смене веков. И сейчас идет формирование путей будущего. А как известно, времена не выбирают. В них живут. Точка.

Особое приветствие от дочери актера Максима Мунзука, сыгравшего проводника гольда Дерсу. Его именем назван театр в Туве, проходит театральный фестиваль, сейчас юбилейный, возглавляемый Светланой Мунзук, руководителем Фонда и Фестиваля «Живая тропа Дерсу». Посвящен фестиваль Светланы Максимовны Мунзук природе, и тем мудростям коренного жителя приморской тайги, что так тронули Владимира Арсеньева, поколения читателей, японского режиссера, команду «Мосфильма», и даже Американскую киноакадемию. 

Простые природные мудрости необходимы людям, как проводник в тайге, ведь и сейчас важно разобраться в дебрях, не только Уссурийского края. Удивительно, но многие ученые разных направлений все чаще говорят о необходимости смены мирового вектора развития, не только с Атлантического на Тихоокеанский.

14 апреля «Киночетверги в Английском клубе» в 19 часов, Тверская 21. Не перепутайте: справа пушка, слева броневик, «львы у входа» и «галки на крестах».

Как премиум-подарок: рассказ о требованиях императора Николая II по итогам 1904-1905.

Наталья Мещерякова

Поддержка ХОРОШИХ ИДЕЙ